Чтобы ребёнок рос умным или развитие мышления с рождения до школы

Добавлено : Дата: в разделе: Педагог - психолог

Чтобы ребёнок рос умным

или развитие мышления с рождения до школы

 

       Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают три формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная.

         Как происходит смена форм мышления?
Наглядно-действенная форма

       Дошкольник познает новые связи и отношения сначала только в процессе решения практической задачи, например, бросает предметы в воду, чтобы проверить будут ли они плавать. В практической деятельности ребенок от выделения простых связей и отношений переходит к более сложным, отражающим причины и следствия. Дети начинают проводить простейшие опыты, делают свои первые выводы и обобщают свои представления. Так в опытах с водой ребенок понимает, что утонет не только эта крышка, машинка, мишка, и т. д., а любой тяжелый предмет. Осознаются и словесно обозначаются и способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения в слух не оторванная от практического действия.

                                         Наглядно-образная форма

       Накопленный в процессе множества попыток опыт, позволяет дошкольнику заранее составить в голове план решения и сформулировать словесно ее решение. Происходит это благодаря изменениям со стороны речи и мыслительных операций: речь теперь предваряет действие, а анализ и синтез становятся способами умственной деятельности.
        Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Объяснения и рассуждения ребенка своеобразны, в них преобладает субъективизм, опираются дети на случайные признаки, поэтому рассуждения поверхностны и противоречивы, но при этом оригинальны. Это связано со следующими причинами:
  • недостаток опыта, а значит, нечеткость и ограниченность знаний;
  • несформированность способов умственной деятельности;
  • недостаточная критичность мышления.
       Особенность детских рассуждений не только недостаток, но и достоинство мышления малыша, потому что помогает при недостатке знаний справиться с потоком информации и объединить разнообразные и непонятные явления в целое.
Понятийная форма

        К 6-ти годам у дошкольников изменяется характер обобщений, дети от внешних признаков переходят к более существенным. Обобщение на основании существенных родо-видовых признаков позволяет освоить классификацию, в которой дети опираются на понятия. Старшие дошкольники оперируют многими понятиями предметного и социального содержания. Обобщенные представления и возникающие вслед за ними понятия складываются в первичную картину мира. И хотя познание по-прежнему происходит на наглядно-образной основе, но ребенок подходит к пониманию объективных законов логики и готовится к понятийному мышлению. К концу дошкольного возраста ребенок способен согласовывать и обосновывать свои суждения и самостоятельно делать выводы.

   Как развивать самостоятельность и пытливость ума?
  
    Внимание! Детский вопрос
  • Возникновение вопросов - показатель простейшей теоретической деятельности. Равнодушное отношение взрослого к детским вопроса снижает познавательную активность ребенка.
  • Отвечая на вопрос, не спешите дать готового ответа, предоставьте возможность самостоятельно найти решение.
  • Ваши ответы должны быть достоверными, исчерпывающими и немногословными, тогда они будут поощрять, а не подавлять детскую любознательность.

      Развитие связной речи
    • Учите ребенка описывать и сравнивать предметы и явления, выделяя существенные признаки.
    • Помогайте обобщить свои высказывания и сделать вывод.
    • Предлагайте ребенку рассуждать, опираясь на известные ему факты и события.
      Системность знаний
    • Информация для познания должна быть доступна ребенку по возрасту.
    • Простые знания должны предшествовать более сложным и должны быть связаны с полученными ранее.
    • Оставляйте всегда что-то недосказанным, чтобы ребенок хотел вернуться к этому еще раз.
       "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…. - под лавиной могут быть погребены   пытливость и   любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги".

В.А. Сухомлинский

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Воскресенье, 22 сентября 2019
Версия для слабовидящих

Авторизация

logotype

ЕУВК Интеграл © 2015. Все Права Защищены.