Что подразумевает эмоционально-волевая готовность

ребенка к обучению в школе?

       Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе, согласно исследованиям специалистов в этой области, предусматривает:
       Будущего первоклассника ждет напряженный труд, он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. Для того чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Он должен уметь организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем в ходе учебной деятельности.
       Недостаточное волевое развитие часто является причиной неуспеваемости ребенка, а низкий уровень самоконтроля характеризуется как показатель психологической незрелости.
       К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить и даже проанализировать результат своего действия и собственные достижения. Поэтому он может намеренно заучивать стихотворения, отказаться от игры ради выполнения какого-либо "взрослого" задания, побороть боязнь перед темной комнатой, не заплакать при ушибе. Однако все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия.
        Насильственные занятия или "запугивание" школой скорее дадут отрицательные результаты, чем помогут сформироваться волевой готовности ребенка к школе.
        Исследования нейропсихологов показывают, что лобные отделы мозга ребенка оформляются только к 7 годам. Поведение ребенка до этого возраста непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-эмоциональное. Поэтому необходимо развивать его физические способности , двигательную сферу, значительное внимание уделять играм. Именно в этих сферах наиболее активно развивается волевая регуляции поведения. Малопривлекательную для ребенка деятельность сначала следует проводить в игровой форме. Тогда в дальнейшем он постепенно научится прилагать для этого волевое усилие. На основе общего развития ребенок перейдет на уровень разумного, управляемого, контролируемого поведения. Посредником в этом процессе является взрослый, который направляет и учит ребенка контролировать поведение.

 

© Материал из Справочной системы «Образование»