Тема: Строение вещества. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

Добавлено : Дата: в разделе: Физика
Цель урока:

-  сформировать у учащихся представление об атомах и молекулах;
-  дать представление о зависимости  скорости их хаотического движения от температуры,
-  познакомить с явлением  диффузии.

Задачи урока:

- сформировать у учащихся первоначальные сведения о строении вещества, зависимости скорости движения частиц от температуры вещества.
-  дать понятие броуновского движения.
 - объяснить явление диффузии.


Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: ПК, проектор, компьютерная презентация, вода, марганец, посуда, освежитель воздуха.

План урока:

                         I.    Введение.
                        II.   Проверка знаний учащихся.
                        III.  Изучение нового материала.
                           1. Строение вещества. Атомы и молекулы.
                           2. Броуновское движение.
                           3. Движение  молекул.
                           4. Диффузия.
                        IV.   Закрепление и повторение изученного материала.
                         V.    Итог урока.
                        VI.    Домашнее задание.

                                           Ход урока.

I.  Введение.

 Организация начала урока(приветствие, сообщение темы, формулировка цели и задачи урока).

Сегодня на уроке можно получить несколько оценок – это будет зависеть от вашей активности на уроке: за каждый правильный ответ вы будете получать награду – красную метку стоимостью в 1 б. Эти метки будут индивидуальными – получили и сразу же их подпишите, а в конце урока вы их мне сдадите и это будет плюсом к вашим оценкам, которые вы заработаете  при проверке взаимоконтроля.

II. Проверка знаний учащихся:

      а) фронтальный опрос (слайд № 1)
1.    Что такое физ. тело?
2.    Что такое вещество?
3.    Что такое явление?
     б) взаимоконтроль: выпишите в три столбика  слова, которые обозначают вещество, физ. тело, явление: мел, молния, рассвет, капля воды, Луна, выстрел, мед, гроза, учебник, вода, тарелка, нагревание.

Обменяйтесь листиками с выполненным заданием, возьмите в руки карандаши и за каждый правильный ответ поставьте соседу 1 б, сосчитайте и поставьте оценку. Ответы можно сверить со слайдом (ответы – слайд №3).Проверенные работы передайте с последних парт вперед.

  III.   Изучение нового материала.

Новый материал излагается в виде беседы с демонстрацией слайдов, выполнением опытов.
 Работа в тетрадях – число, кл.раб., тема урока.

1. Строение вещества. Атомы и молекулы

Вопрос о строении вещества интересовал ученых еще в глубокой древности. Еще древнегреческий ученый Демокрит, живший в 5-м веке до нашей эры утверждал, что в реальности существуют лишь атомы  и пустота. Атомами он называл наименьшие неделимые частицы вещества. Но только через  две с половиной тыс.лет, в 19-м веке, ученые получили  первые опытные  подтверждения  атомного строения вещества.

Все вещества состоят из частиц: атомов и молекул (слайд №4). Молекула - наименьшая частица вещества, сохраняющая его основные  химические свойства. Молекулы состоят из атомов (слайд №5).  

Так, вода состоит из молекул, в состав которых входят атомы водорода и кислорода(слайд №6).

Число различных типов молекул огромно: ученым известно несколько млн. типов молекул и каждый тип соответствует определенному вещ-ву со своими св-вами (слайд №7).

Определение атома (слайд №8).

Строение атома (слайд №9) – фрагмент отрывка из оскфорд.энциклопедии (время:11.09 – 13.15).

Строение атома (слайд №10).

2. Броуновское движение.

Открыто в 1827 г. англ. ботаником  Робертом Броуном (слайд № 11), он наблюдал под микроскопом крошечные частицы – споры, помещенные в воде. Он с удивлением убедился, что такие частицы никогда не находятся в покое.
Броуновское движение – хаотическое движение взвешенных в жидкости или газе частиц под действием ударов молекул жидкости или газа (“танец” пылинок в солнечном луче) (слайд № 12).

 3. Движение молекул.

Хаотическое движение молекул тем больше, чем больше температура вещ-ва.

  4. Диффузия.

  Диффузия – это явление проникновения молекул одного вещества в межмолекулярные промежутки другого (слайд № 13)

 – “Ребята, послушайте отрывок из произведения Джерома К. Джерома “Трое в одной лодке”, и, прослушав его, ответьте, пожалуйста, на вопрос.
Отбирая продукты для путешествия, герои книги решили не брать с собой сыр: “…у нас будет печенье, холодное мясо, хлеб с маслом и варенье – но, ни крошки сыра. Сыр, как и керосин, слишком много о себе воображает. И он, видите ли, желает заполнить собой всю лодку. Он становится хозяином положения в корзине с провизией и придаёт запах сыра всему её содержимому.
Вы не можете сказать в точности – едите ли вы яблочный пирог, или сосиски с капустой, или клубнику со сливками. Всё это кажется сыром. Сыр очень уж силён по части благоухания”.
 Вопрос классу: Благодаря чему запах сыра становится “хозяином положения”?

Из предположений и ответов учащихся учитель делает уточнение:
 Молекулы веществ движутся и проникают между друг другом - это явление диффузии.
Причина и закономерности явления диффузии (слайд № 14)
Причина: молекулы вещества находятся в непрерывном и беспорядочном движении( броуновское движение).
Закономерности:
1) Разная скорость диффузии в различных состояниях вещества:
  - диффузия в газах.
Опыт № 1. распространения запаха от освежителя воздуха.

 Вывод: молекулы газов движутся быстро, но распространение не мгновенно, т. к. молекулы вещества движутся среди молекул воздуха, которые тоже непрерывно и хаотически движутся;

   - диффузия в жидкостях.

Опыт № 2.распространение кусочка краски в воде или марганцовки

Вывод: Время для растворения в стакане с водой больше, чем распространение пахучего вещества в воздухе.
2) Скорость диффузии связана с температурой вещества.
 Опыт № 3. крупинки краски опускаем в одинаковые объёмы воды с горячей и холодной водой.
Какой вывод из наблюдения за протекающими процессами можно сделать?

IV. Закрепление и повторение материала урока.

1.      В какой воде – горячей или холодной – надо замочить фасоль для варки супа, чтобы она разбухла быстрей?
2.      Почему мы, находясь в комнате, через некоторое время чувствуем запах дыма, если возле дома жгли листья?
3.      В каком случае эффект воздействия лекарств одного назначения лучше: таблетками или каплями?
4.      Почему нельзя во время стирки белья класть рядом белое и цветное бельё?

V.  Итог урока (слайд № 15)

Выводы:
Все тела состоят из частиц.
Эти частицы находятся в непрерывном хаотическом движении.
Частицы взаимодействуют друг с другом.

VI. Домашнее задание (слайд № 16)

        - § 12,13,
        - упр. на стр.88(1-4) устно,
         - дополнительно: экспериментальное задание на стр.89.


 Дополнительные задачи:

№1.   В одну банку с огурцами налили холодный рассол, а в другую – горячий. В какой из двух банок огурцы быстрее просолятся? Почему?
№2.  Если в стакан с водой опустить крупинку краски, то через некоторое время вокруг нее образуется цветное «облачко». Объясните это явление.
№3.  Детский резиновый шарик, наполненный водородом  через несколько часов становится слабо надутым. Почему?
№4. Почему дым от костра по мере  подъёма его перестает быть видимым, даже в безветренную погоду?


Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Воскресенье, 16 декабря 2018
Версия для слабовидящих

Авторизация

logotype

ЕУВК Интеграл © 2015. Все Права Защищены.