Просто ты умела ждать…» К.Симонов – военный писатель-корреспондент

Добавлено : Дата: в разделе: Русский язык и литература

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 100-летию со дня рождения К.Симонова.

Музыкальное сопровождение: Аудиозаписи песен:

  1. «С чего начинается Родина…» (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского).
  2. «Походная Халхин-гольская» (муз. Д.Покрасса, сл. К.Симонова).
  3. «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).
  4. «Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова).
  5. «Землянка» (муз. К.Листова, сл. А.Суркова).
  6. «Синий платочек» (муз. Г.Гольца, Е.Штерсбургского, сл. Я.Галицкого, М.Максимова)
  7. «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонов).
  8. «Жди меня…» (муз. М.Блантера, сл. К.Симонова).
  9. «Майский вальс» в исполнении Ярослава Евдокимова.
  10. «Эх, дороги» (муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина ).
  11. В. Златоустовский, музыка: Р.Хозак, слова: Е.Агранович – «От героев былых времён» - песня из фильма “Офицеры”.
  12. Видеофрагмент из фильма «Брестская крепость» (режиссёр А.Котт).
  13. Документальная хроника.

1

2

3

АБИЛЬТАРОВА З.Э. Вот уже 70 лет отделяет нас от майских победных дней в Великой Отечественной войне.

4

 

ШАУЛЬЕВА И.И. И все чаще мы обращаемся к тем грозным и суровым годам, чтобы понять и вспомнить тех, кто ценой невероятных усилий выиграл эту войну, подарив нам право на жизнь и свободу.

5

 

АБИЛЬТАРОВА З.Э. Среди наиболее ярких представителей военного поколения – Константин Михайлович Симонов, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Свидетель и участник грандиозных событий, Константин Симонов почти все свои произведения посвятил событиям военного времени.

ШАУЛЬЕВА И.И. Сам Симонов отмечал, что почти все, что им создано, «связано с Великой Отечественной войной» и что он «до сих пор был и продолжает оставаться военным писателем». Далее весь сценарий литературно-музыкальной композиции «Просто ты умела ждать…». К.Симонов – военный писатель-корреспондент» проходит под видеозапись-презентацию с музыкальным сопровождением.

ЧТЕЦ (Лахновская Ирина):
С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память
Здесь, в этой стране,
Где не помнящих – нет,
Попробуем это представить…

АЛИЕ: Константин Симонов… Поэт, прозаик, драматург театра и кино, журналист, общественный деятель государственного масштаба. Депутат Верховного Совета СССР и РСФСР, делегат нескольких съездов партии, член Центральной ревизионной комиссии КПСС. Активный участник движения борцов за мир. Член корреспондент Академии искусств ГДР, главный редактор журнала «Новый мир», «Литературной газеты», секретарь Правления Союза писателей СССР. Как много он сделал в своей жизни.

САВА: В 19 лет Константин Михайлович начал печататься, а в 26 – он уже лауреат Государственной премии СССР. А потом – шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР, Ленинская премия и звание Героя Социалистического Труда. Три ордена Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, первой степени, орден «Знак Почета» и медали, медали, медали…
Так страна отметила силу его поэзии, прозы, публицистики, общественную работу. Отметила его вклад, внесенный в развитие нашего государства.

СЕМЁН: Судьба возложила на его плечи нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты «Героическая красноармейская». Здесь поэт услышал первые раскаты будущей Второй мировой войны.

ИРА: Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям. (песня «Походная Халхин-гольская». 2 куплета.)

АЛИЕ: Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды – ордена «Знак Почета». Симонову было 24 года. К началу войны он уже был военным писателем. Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.

(Отрывок из фильма «Брестская крепость», сообщение о начале войны –голос Левитана. Фоном звучит аудиозапись песни «Священная война» 1 куплет (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).) Идут на фронт.

6

7

САВА: Началась Великая Отечественная. С этих пор война стала главной темой творчества Константина Симонова. Прошло совсем немного времени, и он стал не только любимым поэтом, но и популярным журналистом на фронте и во всей стране.

СЕМЁН: «Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом... Это не самый тяжелый хлеб на войне…» - не однажды высказывал эту мысль Симонов.

Нельзя было с этим не согласиться. Но все же она была и тяжелой, и опасной. ИРА:Во фронтовом дневнике Симонов рассказывал, как «без отлучки от колес» сочинял «Корреспондентскую застольную». Ехал в открытом «виллисе», сидел, закутавшись в бурку. На холодном ветру неохота даже вытащить руку. И он бубнил себе под нос, сочинял, а потом зубрил только что сочиненные строфы, чтобы закрепить в памяти их все, начиная с первой.

Водитель решил, что подполковник тронулся умом – всю дорогу громко разговаривал сам с собой. По приезду водитель сигнализировал в санчасть штаба полка.

Недоразумение было выяснено. А мы с вами давайте послушаем несколько строк стихотворения.
(Фоном звучит аудиозапись мелодии песни «Корреспондентская застольная» (муз. М. Блантера, сл. К. Симонова).

ИРА: От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли,
С «лейкой» и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.

8

АЛИЕ: За 4 года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт, первый раз – в июне сорок первого, - под Могилев (где едва не погиб) и последний – в апреле сорок пятого, - под Берлин.

САВА: Симонов знал войну как никто. Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде, Одессе, Севастополе, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.

СЕМЁН: Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Известность переросла в любовь к нему, в любовь искреннюю и вполне заслуженную. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх смерти, голод, разруху.

Его статьи были не просто хроникой сражений и летописью пережитого – они сражались, мужественно и беззаветно.

ИРА: «Мы влюблялись по Симонову, ссорились по Симонову. По Симонову учились ненавидеть врага и дружить терпкой, горьковатой, как дымок его неизменной трубки, мужской дружбой…

Пленяло все – музыка стихов, их тематика, настрой…

Пленял сам облик Симонова, овал его смуглого, знакомого лишь по портретам лица, нос с едва уловимой горбинкой… Ктому же он всегда на фронте, всегда там, где жарко, он любит и любим, и свидетелей его любви миллионы, и любовь у них не такая, как у других…»

- вспоминает Борис Панков, командир 88-й гвардейской дивизии, Герой Советского Союза.

9

 

АЛИЕ: Среди всех мужских привязанностей – самая могучая, самая естественная – любовь к женщине: матери, подруге, жене. ( Сценка «Жены»+ «Если дорог тебе твой дом» 4 куплета ).

ЧТЕЦ: (музыкальное сопровождение «Землянка»)

10

 

Последний кончился огарок,
И по невидимой черте
Три красных точки трех цигарок
Безмолвно бродят в темноте.

О чем наш разговор солдатский?
О том, что нынче Новый год,
А света нет, и холод адский,
И снег, как каторжный, метет.

Один сказал: «Моя сегодня
Полы помоет, как при мне.
Потом детей, чтоб быть свободней,
Уложит. Сядет в тишине.

Ей сорок лет — мы с ней погодки.
Всплакнет ли, просто ли вздохнет,
Но уж, наверно, рюмкой водки
Меня по-русски помянет...»

Второй сказал: «Уж год с лихвою
С моей война нас развела.
Я, с молодой простясь женою,
Взял клятву, чтоб верна была.

Я клятве верю,— коль не верить,
Как проживешь в таком аду?
Наверно, все глядит на двери,
Все ждет сегодня — вдруг приду...»

А третий лишь вздохнул устало:
Он думал о своей — о той,
Что с лета прошлого молчала
За черной фронтовой чертой...

И двое с ним заговорили,
Чтоб не грустил он, про войну,
Куда их жены отпустили,
Чтобы спасти его жену.

12

«Жены» Если дорог тебе твой дом…

1942
Если дорог тебе твой дом, (Настя Тыщишина)
Где ты русским выкормлен был,
Под бревенчатым потолком,
Где ты, в люльке качаясь, плыл;
Если дороги в доме том
Тебе стены, печь и углы,
Дедом, прадедом и отцом
В нем исхоженные полы;

Если ты фашисту с ружьем (Эмир Джемилев)
Не желаешь навек отдать
Дом, где жил ты, жену и мать,
Все, что родиной мы зовем,—
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.

13

 

АЛИЕ: Стихотворение «Если дорог тебе твой дом» было написано в1942 году ,о нем Маршал Советского Союза И. Х. Баграмян сказал: «Я бы присвоил этому стихотворению звание Героя Советского Союза: оно убило гитлеровцев больше, чем самый прославленный снайпер».

САВА: Нельзя без волнения читать страницы записок о выходивших из окружений, о беженцах на дорогах, о детях, которые остались сиротами, о самолетах над дорогами, о танках, вдруг прорывавшихся в тыл отступающим, об июльской пыльной жаре, неразберихе, путанице, об ощущении огромного горя, которое разом обрушилось и которое разрасталось.

СЕМЁН: В 41-м поэт потрясен седым мальчишкой, которого отец-майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости. И Симонов пишет стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете».

 

ЧТЕЦ: (Хоменко Полина, Тыщишина Настя)
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.

ИРА: Война, как вор, прокралась в наш дом, оторвала нас от родной земли, разделила семьи, разрушила домашний очаг.

АЛИЕ: Пробираясь на драном пикапе по проселкам Могилевщины и Смоленщины, молодой горожанин, корреспондент столичной и армейской газет впервые близко увидел деревню, деревенскую жизнь, деревенских людей. Увидел в беде и горе.

САВА: «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему, находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже.

АЛИЕ: Не той, что из сказок, не той, что с пелёнок, Не той, что была по учебникам пройдена, А той, что пылала в глазах воспалённых, А той, что рыдала, - запомнил я Родину…

САВА: А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах. В сильных стихах.

ЧТЕЦ: (Катя, Миша, Полина, Кристина, Аня, Настя)
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки родина –
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовым,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом
Весь в белом, как на смерть одетый, старик,

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем».

«Мы вас подождем!» - говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!» - говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

«Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

СЕМЁН: 1942 год. В авиационной катастрофе погибает один из авторов «12 стульев» - писатель, военный корреспондент Евгений Петров.

Симонова потрясла смерть друга – эта простая, горькая, неотвратимая истина войны: «На наших глазах умирали товарищи».

ИРА: Он пишет об этом много, настойчиво и каждый раз предельно взволнованно, потому что есть в жизни и такие события, к которым не привыкаешь, как бы часто они не повторялись.

ЧТЕЦ: Памяти Евгения Петрова. (Танченко Ксения, Аппазова Мавиле, Клок Алиса.)

Неправда, друг не умирает,
Лишь рядом быть перестает.
Он кров с тобой не разделяет,
Из фляги из твоей не пьет.

В землянке, занесен метелью,
Застольной не поет с тобой
И рядом, под одной шинелью,
Не спит у печки жестяной.

Но все, что между вами было,
Все, что за вами следом шло,
С его останками в могилу
Улечься вместе не смогло.

Упрямство, гнев его, терпенье –
Ты все себе в наследство взял.
Двойного слуха ты и зренья
Пожизненным владельцем стал.

Любовь мы завещаем женам,
Воспоминанья – сыновьям,
Но по земле, войной сожженной,
Идти завещано друзьям.

Никто еще не знает средства
От неожиданных смертей.
Все тяжелее груз наследства,
Все уже круг твоих друзей.

Взвали тот груз себе на плечи,
Не оставляя ничего,
Огню, штыку, врагу навстречу
Неси его, неси его!

Когда же ты нести не сможешь,
То знай, что голову сложив,
Его всего лишь переложишь
На плечи тех, кто будет жив.

И кто-то, кто тебя не видел,
Из третьих рук твой груз возьмет,
За мертвых мстя и ненавидя,
Его к победе донесет.
«Смерть друга»

АЛИЕ: Годы войны были лучшим временем поэзии Симонова. В эти годы написаны лучшие его стихотворения. Люди на фронте очень хотели слышать стихи, и именно стихи о любви».

САВА:Они пользовались огромным успехом у читателей, потому что человек, лишенный любви, чувствует себя обделенным. Любовь для фронтовика – это невидимая, но крепкая, надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной.

СЕМЁН:Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес мысль миллионов.

Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все – вера, надежда и любовь.

ИРА: «Прочел и вздрогнул, как от удара током. Поэт словно угадал мысли. Словно у меня самого сложились слова «Жди меня…». Тогда это были самые главные, самые сокровенные слова. Мои слова. Я так долго носил их в сердце. И вот нашелся поэт, которые опередил меня и высказал всем мою сокровенную мысль, мое желание. Но в то время эти слова принадлежали не только ему, не только мне, - они были всеобщей думой, надеждой, мольбой» - так пишет о первом знакомстве с поэзией Симонова литовский поэт Межелайтис – автор знаменитого сборника стихов «Человек». Пишет о стихотворении Симонова «Жди меня».

АЛИЕ: Это стихотворение, звучащее как заклинание, десятки, если не сотни, раз перепечатывалось во фронтовых и армейских газетах, выпускалось как листовка, постоянно читалось по радио и с эстрады. Его переписывали друг у друга, отсылая с фронта в тыл и из тыла на фронт, эти листовки хранили с самыми дорогими реликвиями. Солдаты на войнежили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали и чтобы дождались.

14

ЧТЕЦ: (Сава)
«Жди меня, и я вернусь» Константин Симонов (инсценировка)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

 

СЕМЁН: «От Москвы до Бреста нет такого места, где бы ни скитались мы в пыли…» Эти слова о военных корреспондентах в полной мере относятся к их автору. «Военная тема», ставшая жизнью и судьбой Константина Симонова, вошла в его лирику не грохотом артиллерии, а пронзительной мелодией, мужественной и нежной. Его стихи о любви и верности, о доблести и трусости, о дружбе и предательстве – солдаты передавали друг другу, переписывали. Они помогали выжить. «…Как я выжил, будем знать только мы с тобой…»

(Звучит песня «День Победы». Возвращение солдат, «Майский вальс» танцуют пары).

15

16

17

 

Поклон ветеранам ВОВ

Сердце словно опалило – (Абильтарова З.Э.)
Седина в висках.
Прошлое рекой уплыло,
Но душа в слезах.
В бой за Родину солдаты ( Алие)
Шли за шагом шаг.
Верили в Победу свято –
Не сломил их враг.
Стон стоял по всей России: (Сава)
Голод, пытки, страх.
Смерть косой людей косила
В сёлах, городах.
Отступали в сорок первом (Полина)
С ужасом в груди:
– Автоматы, танки, где вы?
С чем же в бой идти?
Погибали в мясорубке: (Семён)
Фрицы шли стеной…
Но не знали немцы русских,
Ждал их страшный бой.
За берёзы и пригорки, (Ира)
За родимый дом.
За Кавказ, Кубань и Волгу,
За великий Дон.
Всем солдатам воевавшим (Шаульева И.И.)
Низкий наш поклон...
По солдатам, в битве павшим, –
Колокольный звон...

(Ю. Друнина)

18

(Колокольный звон. Зажигают свечи, минута молчания и последний слайд «Я помню! Я горжусь!», песня «О героях былых времён…»

19

20

Литературно-музыкальную композицию к 100-летию со дня рождения К.Симонова ««Просто ты умела ждать…» К.Симонов – военный писатель-корреспондент» подготовили и провели учителя русского языка и литературы УВК Ф-МП «Интеграл» города Евпатории Республики Крым Абильтарова З.Э., Шаульева И.И. и учащиеся 9-Г и 10-М классов.

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Четверг, 28 марта 2024
Версия для слабовидящих

Авторизация

eljurehl

God pedagoga i nastavnika0

vopros

200x200
baner 2

kan

Брендбук

doverie

ЕУВК Интеграл © 2015. Все Права Защищены.