Памятка учителю по созданию оптимальных условий адаптации обучающихся

Добавлено : Дата: в разделе: Информация для педагогов

Адаптация первоклассника

Период адаптации обычно занимает от 3-4 недель до 2-3 месяцев.

Что происходит в период адаптации?

1. Значительно повышается нагрузка на организм, особенно так называемая статическая нагрузка. Потребность в двигательной активности остается прежней, а школьные условия требуют много времени находиться в сидячем, неподвижном положении.

2. От первоклассника требуется значительно повысить уровень внимания и умственного напряжения. Непроизвольное запоминание в игре уступает место целенаправленному обучению за счет усилий воли.

3. Ребенок попадает в новый для себя жизненный уклад. Ему приходится осваивать множество правил поведения образовательного учреждения, которые значительно отличаются от принятых в семье.

4. Первоклассник оказывается в новом коллективе сверстников и среди незнакомых взрослых, с каждым из которых ему необходимо выстроить отношения, найти свое место в группе.

Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе?

1. Не делайте для ребенка переход слишком резким. Ребенок не может в одночасье превратиться из играющего малыша в прилежного школьника. Еще весь первый год обучения игра остается для ребенка мощнейшим инструментом познания, многие знания первоклассник гораздо лучше усвоит именно в игровой форме.

2. Поощряйте первоклассника за любые успехи в учебе и других сторонах школьной жизни. Учите ребенка адекватно оценивать себя, сравнивая свои прошлые и нынешние результаты. Подчеркивайте сильные стороны ребенка. Хвалите за конкретные достижения, а не в целом.

3. Поддерживайте активное участие родителей в школьной жизни.

4. Помогите детям разобраться со школьными правилами. Расскажите, зачем нужно каждое из них, почему так важно их соблюдать. Школьные звонки, правило «поднятой руки», обращение к педагогу, правила поведения в столовой и многое другое – все это ново для ребенка и может вызвать немалый стресс.

5. Помогайте ребенку наладить общение с одноклассниками. Обсуждайте сложные ситуации общения, конфликты, подсказывайте ребенку способы подружиться с другими детьми.

Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий для адаптации обучающихся

1. Разработать план внеклассных мероприятий: тематических классных часов, дней именинников.

2. Привлекать к участию всех обучающихся класса (каждый должен отвечать за свой участок работы),

3. Акцентировать внимание класса на успехах каждого, учить радоваться успехам другого человека.

4. Воспитывать нравственные ценности на реальных ситуациях, используя все негативные моменты в межличностных отношениях (ученик-ученик, ученик-учитель).

5.  У каждого ребенка в классе должны быть постоянные поручения, благодаря чему ребенок будет учиться ответственности, сможет самореализоваться, получить чувство «успеха», а главное, будет чувствовать себя авторитетным помощником классного руководителя.

6. Учить ответственности: распределяя обязанности в классе, классный руководитель должен познакомить обучающихся с требованиями, которые будет предъявлять к каждому, а также о системе контроля за исполнением поручений и системе поощрения (отметить в стенгазете, грамота, благодарность родителям).

7. Требования к выполнению заданий и к каждому ученику должны быть едиными для всех учащихся.

8. Помнить: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.

9. Взять под особый контроль посещаемость обучающихся.

10. Поддерживайте контакт с родителями обучающихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).

11. Постоянно поддерживайте контакт с педагогом-психологом и социальным педагогом.

12. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников (можно использовать визитки, таблички с именем).

13. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

14. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья.

15. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

16. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.

17. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно - «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

18. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ и т. п.).

19. Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись отвечать и поверили в себя и свои силы.

20. Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.

21. Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.

22. Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины.

23. Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат.

24. Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.

25. Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.

26. Сообщайте заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету (в начале урока, а не после ответа у доски).

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Понедельник, 25 марта 2019
Версия для слабовидящих

Авторизация

logotype

ЕУВК Интеграл © 2015. Все Права Защищены.