«Классификация химических реакций» и «Химические реакции в водных растворах».

Добавлено : Дата: в разделе: Химия

Обобщение и систематизация знаний по темам:
«Классификация химических реакций» и «Химические реакции в водных растворах».

Дидактическая цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации химических реакций по различным признакам. Закрепить умения составлять ОВР и уравнения реакций в ионном виде, выяснить степень готовности обучающихся к контрольной работе.

Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Задачи:

Образовательные:

повторить и закрепить знания о типах химических реакций, развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.

Развивающие:

развивать общеучебные умения и навыки (планирование ответа, логическое мышление путем сравнения, обобщения, анализа, систематизации, умения применять свои знания на практике).

развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении,

Воспитательные:

воспитывать коллективизм, умение работать в парах, проводить рефлексию собственной деятельности.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование и реактивы: пробирки, штатив для пробирок, растворы: NаOH, СuSO4, FeСl3, Fe(NO3)3, K2SO4, KOH, Na2CO3, метилоранж, фенолфталеин, таблицы: «Растворимость гидроксидов и солей в воде», «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Классификация химических реакций в неорганической химии», тесты, опорные схемы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Базовые понятия и термины: типы химических реакций, экзо- и эндотермические процессы, окислительно- восстановительные реакции, степень окисления, окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления, электролитическая диссоциация, ион, реакции ионного обмена, качественные раекции.

Девиз урока :«Нет без явного трудолюбия ни талантов, ни гениев».

                                                                                                                  (Д.И. Менделеев)

План урока:

1. Организационный этап.

2. Целеполагание и мотивация.

3. Актуализация.

4. Обобщение и систематизация знаний.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент.

Учитель: Народная мудрость говорит: «Хочешь быть счастливым- не будь ленивым». Мне хотелось, чтоб сегодня на уроке вы почувствовали себя счастливыми, поэтому давайте не будем лениться.

- Записывается тема урока. (слайд №1)

II. Целеполагание и мотивация.

Учитель: Химические реакции протекают повсюду: они происходят в окружающем нас воздухе, листьях растений, в организме человека. Например в печени человека происходит 20 млн. различных реакций. Психологи говорят, что любовь с первого взгляда- это тоже реакция в организме человека. Возможно кто-то из вас разгадает её сущность.

Поэтому сегодня на уроке мы должны систематизировать все полученные вами знания о химических реакциях, для того, чтобы в дальнейшем вы могли правильно описывать химические свойства веществ, а также предсказывать возможности их получения. Хорошо овладев этой темой, вы сможете решать всевозможные химические расчетные задачи по уравнениям, ведь вы уже убедились, что если неверно составлено уравнение, не правильно расставлены коэффициенты задача будет решена неверно.

III. Актуализация

Учитель: Для начала давайте вспомним основные понятия и проведем химическую разминку в виде «Мозгового штурма»

- Работа с классом путем фронтальной беседы по вопросам химической разминки (слайды №2-4)

1. Дайте определение химической реакции.

2. Укажите известные вам признаки химических реакций.

3. Какие признаки могут быть выделены при классификации химических реакций?

Ответ учащихся:

- количество и состав исходных и образующихся веществ;

- изменение степени окисления;

- тепловой эффект;

- участие катализаторов;

- обратимость реакции;

4. Какие реакции относятся к (слайд №5):

- реакциям соединения; (ответ: реакция, в результате которой из двух или нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество:   А + В ––> АВ) - реакциям разложения; ( Реакция, в которой из одного сложного вещества получается несколько простых или сложных веществ:     АВ––>А + В )

- реакциям замещения; ( Реакция, протекающая между простым и сложным веществами, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе: А + ВС ––>   АС + В)

- реакциям обмена; ( Реакция, протекающая между двумя сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями:   АВ + СД ––> АД + СВ)

5. Ккие реакции называются экзо- и эндотермическими? (слайд №6)

6. Что такое тепловой эффект?

7. Какие типы реакций вы знаете по признаку обратимости? (слайд № 7)

8. Какие вы знаете условия протекания реакций до конца?

9. Что такое катализатор?

10. Какие реакции мы будем называть окислительно-восстановительными? (слайд№8)

11. Что такое степень окисления?

12. Какие правила необходимо помнить при определении степени окисления? (слайд №9)



IV. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: А теперь проверим, как вы умеете отличать химические реакции друг от друга.



Задание 1.

Соотнесите предложенные схемы реакций с типом реакций (слайд №10, совместная работа на доске);



Задание №2.

Определить тип химической реакции. (слайд №11). Из букв, которыми обозначены правильные ответы, вы получите фамилию французского химика, сформулировавшего в 1789 году независимо от Ломоносова, закон сохранения массы веществ.

- Ученики работают самостоятельно в течение 1 минуты. Правильность выполнения проверяется через запись на компьютере. (слайд №12)

Схема химической реакции                         обм.   соед.     раз.     зам.

2Na + S ––> Na2S                                                      КЛ             Е             К

2Al + 3H2SO4 ––> Al2(SO4)3 + 3H2                            П             Ш           Ж            А

2H2O ––> 2H2 + O2                                                     РВ             В             З

Na2O + H2O ––> 2NaOH                                                          ЕУ             Л             И                          

Mg(OH)2 + 2HNO3 ––> Mg(NO3)2 + 2H2O                            А             Б             О            Р

Zn + 2HCl ––> ZnCl2 + H2                                          Н               Г              У             З

2NO + O2 ––> 2NO2                                                   ЯЬ             Ф            С

2NaOH + H2SO4 ––> Na2SO4 + 2H2O                       Е              Д            Х             Т

Задание №3.

Дайте полную характеристику по разным признакам классификации реакций,уравнения и схемы которых (слайд №13):

1)CаCO3 = CаO+CO2 –178 Кдж

2)N2+3H2= 2NH3+Q

3)Fe+H2O + O2 –Fe(OH)3+Q

Почему 2 и 3 уравнения реакций относятся к ОВР?



Задание №4. «Восстановить шпаргалку».

После одной из самостоятельных работ была найдена шпаргалка, в ней есть места, которые прочесть нельзя. Давайте попробуем её восстановить, возможно кому-то наши рассуждения помогут во время написания контрольной работы.

(слайд №15) Определите число отданных или принятых электронов, окислитель и восстановитель, укажите процессы

•C o …. = C-4

•N+4 …. = N+5

•N2 0 …. = 2N-3

(слайд №16) Определить с.о элементов

•1) Ca0 –2e –CaX= ?

•2) S-2 –6e –Ca x= ?

•3) N+5 + 8e –N x= ?

Задание №5.В каких из предложенных веществ степень окисления элементов равна нулю? (слайд№ 17)

Задание №6. Уравнять методом электронного баданса (слайд №18, работа возле доски).

Fe+H2O+O2 –> Fe(OH)3

-Учитель: Укажите восстановитель и окислитель, коэффициент перед формулой восстановителя.



Задание №7. (слайд №19). Дайте полную характеристику по разным признакам классификации реакции, уравнение которой:

NaOH+HCl= NaCl+ H2O + 57,5 кДЖ

- Ответ учащихся: экзотермическая, некаталитическая, без изменения с.о., обмена, необратимая.

- Учитель:

Почему данная реакция необратима?

Какие условия необходимы, чтоб реакция была необратима?

В чём сущность реакций ионного обмена?

Если в растворе есть ионы, то какими должны быть вещества, которые состояли из этих ионов ?



Задание №8. ( слайд №20)

В образце морской воды обнаружены ионы: Ca2+,Mg2+, Cl-,Br-,J-,SO4 2-, HCO3-

Какие вещества могли содержаться в воде?

-Учащиеся сами составляют формулы веществ с последующим объяснением у доски.



Задание №9. «Лови ошибку» (слайд №21)

Какие уравнения диссоциации записано правильно?

•CaCl2 óCa+ + Cl 2 –

•K2SiO3 ó2K+ + SiO32-

•Na2SO3 óNa2 + + SO3 2-

•Al2(SO4)3 ó2Al 3+ + 3SO4 2-



Задание №10. (слайд №22).

К данному сокращённому уравнению записать молекулярное.

Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

- Один ученик на доске, а остальные в тетрадях записывают уравнение реакции.

-Учитель:Какой вывод можно сделать? (ионы Fe3+ связывают ионы OH- ). Мы с вами спрогнозировали результат данной реакции. Давайте проверим наши рассуждения на практике проведя эксперимент, ведь всем вам известно выражение: “Теория проверяетсяпрактикой”.

-Перед экспериментом повторяются правила по технике безопасности при работе со щелочами: (При попадании раствора щёлочи на руки необходимо немедленно смыть его большим количеством воды до исчезновения ощущения мылкости; необходимо помнить, что попадание щёлочи в глаза может привести к потере зрения; сосуд с реактивом надо брать так, чтоб этикетка была направлена в сторону ладони, с горлышка сосуда снимайте каплю жидкости.).



Задание №11.

-Экспериментальная работа в парах под руководством учителя .

Проделать на практире реакции между

FeCl3 + NaOH=     и      Fe(NO3)3+ KOH=

Записать уравнения в молекуляоном и ионных видах.



-Учитель: На свойствах ионов связывать друг груга основывается понятие о качественных реакциях. Давайте вспомним самые главные из них. (слайд №23)



Задание №12. (слайд№ 24).

Соответствует ли данному сокращённому уравнению Fe3+ +3OH- =Fе(OH)3

взаимодействие между веществами

•1) Fе2O3+KOH=

•2)FeCl3 + Cu(OH)2=

•3)Fe(NO3)3 + KOH=

Почему? Объясните.

-Проверка уровня обученности.



Задание №13 (слайд№ 25).

Какая пара ионов участвует при сливании раствора K2CO3 и BaCl2

1)K- и   CO3 2-

2) K- и   Cl-

3) Ba2 + и CO3 2-

4)Cr 2+ и CO3 2-



Задание №14 (слайд№ 26).

В результате образования осадка реакция между ионами идёт в растворах

1)K2S + HCl =

2)Na2 SiO3+H2SO4 =

3)Ba(NО3)2 + Na2SO4 =



Задание №15 (слайд№ 27).

Реакции ионного обмена протекают в растворах до конца в результате образования газа при взаимодействии:

1)AlCl3 + AgNO3 =

2)Ca(OH)2 + HNO3 =

3)K2SO3 + HCl=

4)Na2SO3+HNO3 =



Задание №16 (слайд№ 28).

Взаимодействие возможно между растворами солей:

1)NaCl+ Cu(NO3)2 =

2) K2S + CuSO4=

3) BaSO4 + KCl=

4) FeCl3 + KNO3=



Задание №17 (слайд№ 30).

В водных растворах каких солей индикатор фенолфталеин приобретёт малиновую окраску? Объясните свой выбор

СuSO4 , Na2CO3   , K2SO4 , Al(NO3)3

Растворы каких солей будут иметь кислую среду?

-.Учитель проводит демонстрационный опыт «Определение рН среды растворов данных солей», чтоб подтвердить обоснования обучающихся.



Задание №18 (слайд№ 31). Решить задачу.

Найти объём выделившегося газа при действии 20% раствора соляной кислоты на известняк.

-Один ученик на доске, а остальные в тетрадях записывают уравнение реакции

V. Домашнее задание.(слайд№ 32).

Повторить темы «Типы химических реакций» и «Реакции ионного обмена в растворах электролитов», подготовиться к контрольной работе.



VI. Подведение итогов урока. Рефлексия..(слайд№ 35).

Как вы считаете: мы сегодня хорошо поработали?

Молодцы ребята! Я надеюсь на хороший результат контрольной работы.

Завершается урок выставлением оценок с комментариями.

Дополнительные задания.(слайд№ 33, 34).

-Составить уравнения последовательных реакций, используя предложенные реактивы.

(слайд№ 33)

-Работа с химическими уравнениями. Расставить коэффициенты, уравнять методом электронного баланса реакции №1,3,4; записать молекулярные и ионные уравнения реакций №2 (слайд№ 34).



Дата проведения урока 17.11.2015 г.

Заместитель директора по УВР, учитель химии. Имею  высшее образование, закончила Черновицкий государственный университет имени Юрия Федьковича в 1991 году по специальности химия. Имею квалификацию "Химик. Преподаватель". Стаж работы в должности учителя химии 24,5 года, в  данном образовательном учреждении – 24,5 года, квалификационная категория - высшая.

За последних 5 лет подготовила 43 победителя и призера муниципального этапа и 8 победителей и призёров  республиканского этапа  всероссийской олимпиады школьников.

Ежегодно являюсь членом жюри ученических  олимпиад по химии школьного и муниципального этапов, вхожу  в состав экспертных групп.

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Вторник, 27 июля 2021
Версия для слабовидящих

Авторизация

eljurehl

гостевая книга

baner 2

kan

ЕУВК Интеграл © 2015. Все Права Защищены.