Памяти Учителя
- Просмотров: 5316
- Подписаться на обновления
- Печатать
- Поделиться
В сентябре исполняется 100 лет со дня рождения замечательного педагога, настоящего профессионала своего дела, Почётного гражданина Евпатории Бартенева Фёдора Александровича.
В 1934 Фёдор Бартенев поступил на физико-математический факультет Московского государственного педагогического института имени Карла Либхента, который окончил с отличием. По окончании института в 1939 году Фёдор Александрович был направлен на работу в Иркутск, где работал учителем математики в средней школе №42. Но грянула Великая Отечественная Война, и Фёдор Александрович был призван в ряды Советской Армии. Служил в Бурятско-Монгольском военном округе, затем – на Забайкальском фронте. За участие во взятии укреплённого района город Хайлар в войне с Японией награждён медалью «За боевые заслуги».
Фёдор Александрович был человеком, занимавшим активную жизненную позицию. Закончил аспирантуру в научно-исследовательском институте педагогики УССР. Но не научная деятельность, а живая практическая деятельность учителя стала его призванием. Сотням мальчишек и девчонок он подарил те самые крылья, которые помогли стать им успешными в жизни.
Был у Федора Александровича один интересный прием. Во время урока, объяснял ли он сам или кто-нибудь из нас стоял у доски, внезапно поднимал с места, как правило, увлеченного чем-то другим персонажа, и вежливо просил повторить то, что было сказано только что. В 9 случаев из 10 ответом было молчание или невнятное бормотание. Мгновенно следовало радостное: «Оценка два, садитесь, пожалуйста!». И весь класс весело смеялся. За правильный ответ: «Оценка пять, садитесь, пожалуйста!». Других оценок не бывало. Так к концу четверти против каждой фамилии было множество оценок, среди которых двойка всегда красовалась.
Возможность исправить на пятерку такую двойку Федор Александрович давал любому, кто мог продолжить его мысль, когда он прерывал объяснение нового материала и спрашивал: «Кто хочет сказать, что из этого следует?». В этих случаях оценивался только правильный ответ:
Вот выдержка из сборника произведений писателя Александра Грановского «Помню имя своё»: «Фёдор Александрович превращал урок в азартную игру, в расчёт принимались только смекалка и мысль. Никаких прошлых заслуг. Это был своеобразный марафон: то один вырывался вперёд, то другой – но к финишу приходили все одновременно.
Как точно характеризует этот фрагмент педагогическую деятельность Фёдора Александровича Бартенева. Развитие у учеников логического мышления, умения ориентироваться в сложном лабиринте цифр – вот то главное, что он воспитывал в подрастающем поколении. Опережая своё время, Фёдор Александрович говорил: «В наш век …без математических знаний просто не обойтись. Мы готовим учеников к активному творческому труду».
Фёдор Александрович вёл большую общественную работу. Был депутатом городского совета, участвовал в съездах учителей Украины, педагогических чтениях различного уровня. За свою профессиональную деятельность награждён орденом Ленина, медалями, ему присвоено звание Заслуженного учителя школы УССР.
Все кто знал Фёдора Александровича, говорят о нём не только как о замечательном педагоге, но и как о человеке высоких моральных качеств, интеллигенте, который по-настоящему любил детей и жил ради детей.
Администрация ЕУВК «Интеграл»