https://www.traditionrolex.com/9
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Памяти Учителя

Добавлено : Дата: в разделе: Новости
Среди множества профессий на Земле профессия учителя всегда занимала особое место. С учителем мы познаём азы наук, основы морали, учимся быть патриотами своей Родины. Как точно сказала об этом поэтесса Вероника Тушнова:
 
Если б не было учителя,
То  и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были».

В сентябре исполняется 100 лет со дня рождения замечательного педагога, настоящего профессионала своего дела, Почётного гражданина Евпатории Бартенева Фёдора Александровича.

Родился Фёдор Александрович 24 сентября 1916 года в городе Нальчике Кабардино-Балкарской АССР. Его отец, Александр Николаевич, был ректором Ростовского университета, мать – учительницей. В 1925 году девятилетний Фёдор был определён в московскую опытно-показательную школу-интернат имени Радищева, где и прошли его школьные годы.

В 1934 Фёдор Бартенев поступил на физико-математический факультет Московского государственного педагогического института имени Карла Либхента, который окончил с отличием. По окончании института в 1939 году Фёдор Александрович был направлен на работу в Иркутск, где работал учителем математики в средней школе №42. Но грянула Великая Отечественная Война, и Фёдор Александрович был призван в ряды Советской Армии. Служил в Бурятско-Монгольском военном округе, затем – на Забайкальском фронте. За участие во взятии укреплённого района город Хайлар в войне с Японией  награждён медалью «За боевые заслуги».

После демобилизации в ноябре 1945 приехал в Евпаторию, где проживала его мать, и поступил на работу воспитателем в детский дом для испанских детей, затем преподавал математику и физику в школах города.

Фёдор Александрович был человеком, занимавшим активную жизненную позицию. Закончил аспирантуру в научно-исследовательском институте  педагогики УССР. Но не научная деятельность, а живая практическая деятельность учителя стала его призванием. Сотням мальчишек и девчонок он подарил те самые крылья, которые помогли стать им успешными в жизни.

Вот, что вспоминает  о Фёдоре Александровиче один из его учеников: «В этот,  1957 год в школу пришел учитель математики Бартенев Федор Александрович. На первом же уроке Федор Александрович произвел на нас сильное, но я бы сказал странное впечатление. Еще бы! Никто из прежних и нынешних учителей  не называл нас  на Вы.  Вначале мы приняли  это за интеллигентское чудачество. Но вскоре  к этому привыкли и даже с нетерпением ожидали своей порции уважительного его обращения.

Был у Федора Александровича один интересный прием. Во время урока, объяснял ли он сам или кто-нибудь из нас стоял у доски, внезапно поднимал с места, как правило,  увлеченного чем-то другим персонажа, и вежливо просил повторить то, что было сказано только что. В 9 случаев из 10  ответом было молчание или невнятное бормотание. Мгновенно следовало радостное:  «Оценка два, садитесь, пожалуйста!». И весь класс весело смеялся.  За правильный ответ: «Оценка пять, садитесь, пожалуйста!». Других оценок не бывало.  Так к концу четверти против каждой фамилии было множество оценок, среди которых двойка всегда красовалась.

Возможность исправить на пятерку такую двойку  Федор Александрович давал любому, кто мог продолжить его мысль, когда он прерывал объяснение нового материала и спрашивал: «Кто хочет сказать, что из этого следует?». В этих случаях  оценивался только правильный ответ:

«Оценка пять, садитесь, пожалуйста!»,  и пятерка,  в отличие от внезапной двойки, полновесно учитывалась  в итоговой четвертной оценке.
В 10-м классе Федор Александрович стал давать некоторым, «продвинутым» ученикам персональное, усложненное  домашнее задание и
оценивал его выполнение без поблажек. Частенько после уроков 4-5 человек он оставлял для «разбора полетов», вернее для публичного обсуждения не только ошибок и неудач, но и поощрительной демонстрации творческого успеха отличившихся. С большой благодарностью я вспоминаю, что именно эти «сверхзадачи» и «разборки» помогли мне получить 4+4 на вступительных экзаменах по математике и поступить в МИФИ».

Вот выдержка из сборника произведений писателя Александра Грановского «Помню имя своё»: «Фёдор Александрович превращал урок в азартную игру, в расчёт принимались только смекалка и мысль. Никаких прошлых заслуг. Это был своеобразный марафон: то один вырывался вперёд, то другой – но к финишу приходили все одновременно.

         «Думайте, думайте, думайте!.. Кто готов? Саша… Лена…»
         На всю жизнь запомнился этот призыв – «думайте!»

Как точно характеризует этот фрагмент педагогическую деятельность Фёдора Александровича Бартенева.  Развитие у учеников логического мышления, умения ориентироваться в сложном лабиринте цифр – вот то главное, что он воспитывал в подрастающем поколении.  Опережая своё время,  Фёдор Александрович говорил: «В наш век …без математических знаний просто не обойтись. Мы готовим учеников к активному творческому труду».

Не все из учеников Фёдора Александровича выбрали профессию, связанную с математикой. Но, безусловно, тот тип мышления, который был сформирован при изучении математики, помог им реализоваться в выбранной сфере деятельности.
 
Большим увлечением Фёдора Александровича был поиск и составление задач, развивающих логику, мышление. Его ученики до сих пор хранят задачи, которые давал решать учитель дополнительно, помимо программы. Свои наработки педагог публиковал в журналах «Математика в школе», «Квант» и других изданиях. В 1976 году был издано его пособие под названием «Нестандартные задачи по алгебре».

Фёдор Александрович вёл большую общественную работу. Был депутатом  городского совета, участвовал в съездах учителей Украины, педагогических чтениях различного уровня. За свою профессиональную деятельность  награждён орденом Ленина, медалями, ему присвоено звание Заслуженного учителя школы УССР.

Именно Бартенев внёс значительный вклад в развитие математического образования в Евпатории, стоял у истоков создания нашей школы.

Все кто знал Фёдора Александровича, говорят о нём не только как о замечательном педагоге, но и как о человеке высоких моральных качеств, интеллигенте, который по-настоящему любил детей и жил ради детей.

Наверное, ещё много можно говорить о Фёдоре Александровиче. Но сегодня мы помолчим… Помолчим и вспомним Учителя с большой буквы.
 
Фото из личного архива семьи Бартеневых

2

1

3

4

5

Администрация ЕУВК «Интеграл»

Комментарии

  • Никаких комментариев пока не было создано. Будьте первым комментатором.

Оставить комментарий

Гость
Гость Понедельник, 13 мая 2024
Версия для слабовидящих

Авторизация

eljurehl

God pedagoga i nastavnika0

vopros

200x200
baner 2

kan

Брендбук

doverie

ЕУВК Интеграл © 2015. Все Права Защищены.


https://www.traditionrolex.com/9